Текстовая версия выпуска
Да здравствуйте!
Это очередная “Болтота-Политота”, а я очередной Алтайский Болтун.
Мы начинаем новый цикл. На этот раз коммунизм. Сегодня - коротко опишу самую суть учения Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Сами они свое учение называли коммунизм. Но точно так же называется общественное устройство, о котором мы поговорим позже. Поэтому учение мы будем называть более современным термином - марксизм. Самому Марксу этот термин не очень нравился, но так всем привычнее и так мы не запутаемся.
Итак, марксизм. Марксизм начинается с экономики. Причем многое в марксистской теории взято из наработок более ранних экономистов и философов. Преимущественно либеральных. Поэтому, мой юный либерал, хорошенько подумай, прежде чем писать комментарий, что все чушь и бред тупого еврея. Хе-хе.
Начнем мы с понятия “товар”. Каждый товар обладает потребительной стоимостью и меновой. Потребительная стоимость - это собственно польза от товара. Например, хлеб обладает пищевой ценностью. Использовать его потребительную стоимость - значит съесть его и насытиться. Вещи, у которых нет потребительной стоимости, то есть абсолютно бесполезные вещи, товаром являться не могут.
Меновая стоимость - это то, на что можно обменять этот товар. Например, один сюртук равен 20-ти аршинам холста или 10 фунтам чаю или 2 унциям золота (да, я из “Капитала” примеры беру). Или меновую стоимость можно выразить в универсальном эквиваленте - в деньгах. Суть не меняется.
И тут я вынужден ремарку сделать. Мы сейчас не о цене говорим, а о стоимости. Это разные понятия. Это даже в школе проходят. Поэтому просьба к альтернативно одаренным, вроде подписчиков Александра Невеева: не надо вот мне тут писать про закон спроса и предложения, хорошо?
Теперь посмотрим, какой бывает обмен. Вот вы, например, произвели у себя на участке пшеницу. Хлеб у вас есть, но при этом, например, нет сапогов. Вы продаете хлеб и на вырученные деньги покупаете сапоги, надеваете и носите их, пока они не сносятся. Это схема “товар-деньги-товар”. То есть вы продали товар, чтобы купить другой, более нужный вам товар. Вы воспользовались меновой стоимостью хлеба, чтобы получить равные ему по меновой стоимости сапоги, чтобы их носить. То есть обмен получился хоть взаимовыгодный с точки зрения потребительной стоимости, и при этом каждый - и продавец и покупатель - в плане меновой стоимости остались при своих.
Но бывает и другой обмен - “деньги-товар-деньги”. Карл Маркс это называет общей формулой капитала. Допустим, у вас есть деньги на сапоги - 8 тысяч рублей. Вы покупаете сапоги, а потом эти же сапоги продаете другому человеку за 9 тысяч рублей. Получается, вы обменяли 8 тысяч рублей на 9 тысяч рублей. И целью покупки сапог была не их потребительная стоимость, то есть вы их покупали не для того, чтобы носить. Целью был гешефт, наварчик в 1 тысячу рублей. И вот этот наварчик в 1 тысячу рублей называется “прибавочная стоимость”.
В обращении “товар-деньги-товар” у нас все продавцы и покупатели остались при своих. Но во втором случае 9 тысяч рублей имеют очевидно бОльшую меновую стоимость, чем 8 тысяч рублей. Иначе такой обмен был бы бессмысленный. Но если кто-то приобрел целый штукарь, то кто-то другой его, значит, потерял. И тут возникает проблема.
Проблема в том, что продавец не может просто так взять и содрать с покупателя лишнюю тысячу рублей. Если он это сделает, и покупатель потом будет продавать свой товар на тысячу дороже, чтобы компенсировать убытки. Его покупатели в свою очередь тоже будут продавать дороже и в итоге вообще все начнут продавать свои товары дороже. Деньги обесценятся, то есть их меновая способность ослабеет. И поэтому вскоре сапоги, стоившие 8 тысяч рублей, станут стоить 9 тысяч рублей. То есть наш бизнесмен просто перелил из пустого в порожнее, ничего не заработав.
Завышение цен - это лишь временное перераспределение капитала. Рано или поздно невидимая рука рынка все вернет в исходное состояние. Поэтому таким способом наращивать капитал в условиях рыночной экономики невозможно. Но тогда как его наращивать?
Вернемся к тому месту, где мы говорили, что один сюртук равен 20 аршинам холста. Как так получается, что товары с абсолютно разной потребительной стоимостью можно сравнить друг с другом? Значит, у всех товаров есть что-то общее… То есть у золота, чая, сюртука, холста, дурацкой песни на айтюнс, операционной системы “Виндоуз” и даже у минета от проститутки на трассе - должно быть какое-то общее свойство, позволяющее нам сравнивать стоимости этих товаров и выражать друг в друге. И это общее свойство - труд, время затраченное на производство этих товаров.
Сразу отметаю распространенное заблуждение: в марксизме нет уравниловки труда чернорабочих и квалифицированных специалистов. Час работы дворника не равен часу работы сварщика и тем более инженера. Дело в том, что дворнику, чтобы научиться выполнять его работу, понадобился день стажировки. Сварщик после 9 класса три года учился в ПТУ. А инженер окончил все 11 классов школы, отучился 5 лет в вузе, просиживая выходные в библиотеке, и еще несколько лет набирался опыта, оставаясь в каком-нибудь конструкторском бюро на вторых ролях.
Все это учитывается, когда марксисты подсчитывают количество часов труда, вложенных в товар. Только в этом случае мы говорим уже не о реальном труде, а о неком абстрактном труде. Допустим, мы высчитали, что на изготовление, скажем, металлического сейфа ушло 5 часов труда сварщика. А на проектирование и создание чертежей, по которым сварщик его изготавливал, ушло 50 часов. То есть проект сейфа равен 10 таким сейфам. При этом вполне возможно, что сварщик реально пыхтел со сварочным аппаратом по 5 часов над каждым сейфом, а инженер управился за 30 минут. Просто мы учли время, которое он затратил на обучение и у нас получилось 50 часов. То есть, когда мы сравниваем товары, мы подразумеваем не реально затраченные часы, а абстрактный труд.
Но мы отвлеклись. Труд - это то, что создает стоимость товара. Вот, допустим, у нас есть 5 аршин холста. Я не швея, я не знаю, шьют ли в наше время из холста одежду, но - как бы то ни было - давайте представим, что шьют. И вот мы взяли наши 5 аршин холста, потрудились над ними и сшили хороший добротный сюртук. И этот сюртук уже по стоимости равен 20 аршинам холста, хотя реально на его пошив мы затратили 5. Вот эта разница в 15 аршин холста получилась потому, что мы к 5 аршинам холста присоединили свой труд.
Капиталист покупает труд рабочего, то есть нанимает его, не потому, что у него есть холст, а ему зачем-то нужны сюртуки. Капиталист покупает труд рабочего, потому что ему нужно увеличить стоимость товара.
А теперь давайте рассмотрим поближе сам процесс работы по найму. По сути это та же торговля. Рабочий продает свой труд, а капиталист покупает. Но если стоимость товаров, так сказать, состоит из некоторого количества часов труда, то из чего состоит труд как товар? А состоит этот труд из того, что затрачивает на него рабочий. А затрачивает он время (жизнь ведь скоротечна), здоровье (ведь силы физические и моральные нужно восстанавливать с помощью пищи и отдыха). Чтобы выполнять свою работу, рабочий учился. Это все при покупке труда у рабочего работодатель должен компенсировать. Кроме того, рабочий вынужден самовоспроизводиться, и вместо поиска пропитания и воспитания своих детей он на фабрике сюртуки шьет. Все это тоже составляет стоимость труда.
Здесь-то как раз и кроется возможность для капиталиста нарастить капитал. Если выражаться совсем просто, то капиталист недоплачивает рабочему часть стоимости его труда. И вот, что мы получаем в итоге в формуле Д-Т-Д:
Например, капиталист покупает труд рабочего на сумму 5000 рублей. Эти деньги компенсируют затраты рабочего на 5-часовой труд. Но рабочий по факту трудится 8 часов. То есть 3 часа труда капиталисту достается бесплатно. То есть капиталист платит 5 тысяч рублей, а получает в итоге товара стоимостью 8 тысяч рублей. В итоге, даже продав этот товар по его стоимости, капиталист получает наварчик в 3 тысячи рублей.
Вот откуда берется прибавочная стоимость! Вот что является источником наращивания капитала - это эксплуатация и ограбление рабочих!
Коммунисты борются именно с этим! А вовсе не с Америкой или какими-то там жидобандеровцами. Но это я уже забегаю вперед. Об этом - в наших следующих выпусках.
С вами был Алтайский Болтун. Берегите себя. До скорой встречи.