Текстовая версия выпуска
Да здравствуйте!
С вами Алтайский Болтун и это “Болтота-Политота”. Мы продолжаем разбираться в истоках европейской монархии. И сегодня мы рассмотрим ее идеологический фундамент.
В прошлый раз мы выяснили, что феодализм - это своего рода концепция общественной безопасности, которая возникла на территории бывшей Римской Империи. Монарх - это человек, который находится на вершине иерархии феодалов. Причем из-за сильных влияний родоплеменного сознания большую важность получило кровное родство, и власть монарха передавалась исключительно от отца к родному сыну.
Напомню, феодалами становились воины, которых полностью содержали землепашцы на определенной территории. Содержали за то, что эти воины за них сражались с внешними врагами.
В какой-то момент практически любой деревенский дурачок мог попасть в эту социальную группу. Достаточно было сказать жителям своей деревни, мол: “Ребят, пахарь из меня никакой, зато я мечом махать умею, на коне скачу ловко и в драку лезть не боюсь. Может, вы меня будете кормить, поить и одевать, а я за вас на войну буду ходить?” И если этот дурачок выжил в битве и - что не менее важно - не помер в походе от кровавого поноса, то он в несколько рывков из грязного землекопа превращался в воинскую знать.
Но со временем этот социальный лифт перестал работать, так как не осталось деревень, которые бы не платили какому-либо феодалу. Дело в том, что таких воинов-рыцарей становилось все больше. И при этом аппетиты рыцарей постоянно росли. Сначала им для защиты территорий хватало меча, доспеха и коня. Потом понадобились помощники (слуги, кнехты), потом стал остро необходим собственный замок и так далее. То есть феодалы вскоре стали не просто воинской элитой, а вполне себе правящей элитой. Прав у них становилось все больше, а обязательств все меньше. В конце концов феодалы-дворяне получили право вообще нигде не служить, а землепашцы и все последующие поколения их потомков стали обязаны им платить просто, потому что потому. Так оформилось крепостное право, а дворяне из народных защитников стали абсолютными социальными паразитами.
Естественно, такое угнетение народ бы просто так не стал терпеть, поэтому его нужно было убедить, что такое положение вещей единственно верное. То есть нужна была идеология. А ее функцию в то время (да и сейчас в общем-то) выполняла религия. И тут на помощь снова приходит наследие Римской Империи. Как мы помним, римский император Константин Великий сделал христианство государственной религией и в результате в христианском учении появились тезисы, якобы власть дается от Бога и все такое.
Монархи, которые были гарантами сохранения этих вот паразитических феодальных порядков, эту концепцию с радостью использовали. Монарх стал помазанником Божьим. Он стал священной и - потому неприкосновенной - фигурой, а цареубийство стало считаться страшнейшим из возможных грехов.
Тут нужно заметить, что средневековое население (всё: от рабов до королей) было очень религиозным. Это сегодня для нас Библия - в лучшем случае символическое изложение духовного учения и набор нравственных установок. Тогда люди воспринимали текст Библии буквально, то есть изложенные события, начиная от сотворения мира за 6 дней, Адама и Еву, Великий Потоп и так далее - их без всяких сомнений воспринимали как исторические факты. Не будет преувеличением, если сказать, что общество жило в постоянном ожидании Апокалипсиса и Страшного суда. Так что к греху и перспективе вечных мучений в аду люди тогда относились крайне серьезно.
Ну а что же Россия? Откуда у нас здесь взялся феодализм и монархия? Откуда взялся у нас тут титул “царь”, то есть “цезарь”? А ведь территория нашей страны никогда не входила в состав Римской Империи. Да и Руси-то никакой не было во времена Римской Империи, да?..
А вот и нет! Была Русь во времена Римской Империи. И титул царь мы получили непосредственно от нее…
И на этой провокационной ноте мы сегодня пока закончим.
Как монархия появилась на Руси, каковы были ее особенности и отличия от европейской, я расскажу в следующий раз.
Берегите себя, и до новых встреч.