Текстовая версия выпуска
Да задравствуйте!
С вами Алтайский Болтун и это “Болтота-Политота”.
Итак, мы уже выяснили, как зародился феодализм и монархия в Европе, и что религия была идеологической основой такого миропорядка. Теперь посмотрим, как аналогичные процессы протекали в нашей стране.
Как я уже заметил, Русь никогда не входила в состав Римской Империи, поэтому появление феодализма и монархии имели в ней свои особенности.
Феодалы на Руси, как и в Европе, имеют происхождение из военной знати. На вершине иерархии был вождь - князь. И так же придавалось огромное значение кровному родству, так как в родоплеменном обществе, как мы помним, ценится род. Поэтому к моменту появления тут Рюриковичей у населения Руси уже было четкое понимание, что княжить может тот, кто из рода княжеского.
Но, еще раз, князь был всего лишь военачальником, но никак не верховным правителем. Власть он по меньшей мере делил с так называемым народным вече. Это, безусловно, был орган осуществления демократии. Правда олигархической, поэтому решения вече принимало такие, какие были угодны главам влиятельных кланов.
В отличие от европейской феодальной системы, воины-бояре не выставлялись свободными землепашцами. Они служили непосредственно князю, и платил им сам князь. Иногда в качестве награды за службу князь дарил им земли. Нередко на подаренных территориях уже кто-то жил и возделывал землю. Бояре не прогоняли землепашцев, а разрешали им продолжать вести хозяйство на том же месте (не самим же в земле ковыряться). Сначала бесплатно. Потом за символическую плату, потом плата повышалась... Вспоминайте школьный курс истории: закупы, рядовичи и так далее. И в итоге крепостное право у нас возникло тупо от того, что крестьян закабалили.
Но, несмотря на несколько иное происхождение, феодализм у нас получился примерно такой же, как в Европе. Как и монархия. Кстати, ее появлением мы обязаны монголам.
Монголам был свойственен крайне авторитарный вождизм, и систему народного вече они не понимали: с кем говорить, с кого потом спрашивать? Поэтому лучше всего договариваться с монголами могли те земли, где власть была наиболее централизована, то есть власть князя была сильной, а вече выполняло как бы декоративную функцию. Таким было Владимирское княжество, в котором потом столицей стал город Москва. Москва стала богатеть на фоне остальных и усиливаться. В итоге Москва стала центром силы, вокруг которого впоследствии объединилась вся Русь, а московский князь объявил себя царем. С престолонаследием все еще творилась какая-то беда, которую устранили аж только в XIX веке, но все же это уже была вполне себе европейская монархия с вполне европейским титулом - “царь”, то есть “цезарь”.
Да, территория Руси никогда не входила в Римскую Империю. Но нельзя думать, что она находилась в изоляции. Русские очень активно общались с европейцами. Через нашу страну вообще-то проходил крайне популярный торговый маршрут “Из варяг в греки”. А где торговые связи, там и культурные, и политические, и даже родственные. Вот, например, английские монархи - Тюдоры, если я правильно помню - были родственники Рюриковичам.
Так что не удивительно, что у нас пытались повторить форму правления, которая уже много веков хорошо себя показывала в Европе. Уже князь Владимир (который Красно Солнышко) предпринял попытку передать по наследству всю власть одному сыну. Правда сыновья его все равно передрались и поделили земли примерно поровну, согласно родоплеменным порядкам. Но тем не менее, факт: князь Владимир уже в X веке предпринял попытку ввести престолонаследие по европейскому образцу.
Характерно, что именно этот князь принял христианство в качестве государственной религии. И вот мы, наконец, подошли к вопросу об отношениях Руси и Римской Империи. А отношения их были довольно тесными. Для некоторых это может звучать странным, поэтому, прежде чем продолжить немного немного отмотаем назад.
Римская Империя в конце 4 века нашей эры разделилась на Западную и Восточную Римскую Империю. Западная меньше, чем через век, накрылась медным тазом, а Восточная с переменным успехом просуществовала еще более тысячелетия, хоть и под именем... Византия. И в ней еще долгое время сохранялся этот самый титул “цезарь”.
Так вот Византия на Руси была страной очень известной. С ней торговали, ее грабили и так далее. И столицу Византии на Руси называли по их титулу Цезарьград, ну типа главный город. Чуть позже цезарь в русском языке превратилось в царь, а город - в Царьград. Когда Русь приняла христианство, титул царь - приобрел сакральное, мистическое значение. Эти цари были старшими по отношению к русским в духовном смысле. Наша церковь была как бы филиалом византийской. Безусловно, на Руси постоянно предпринимались попытки поднять свою православную церковь на уровень равный с Византией, получить как бы церковную независимость, но византийцы оставались по отношению к нам царями до самого нашествия монголов.
После нашествия монголов и установления зависимости русских земель от Золотой Орды, русские стали называть царями ордынских ханов. И уже после того, как Русь перестала платить ханам, Великий князь Иван III сказал: “Теперь я царь”.
И тогда же возникла теория Третьего Рима. Это была религиозно-политическая концепция, которая должна была идеологически обосновать власть русского монарха и высокое положение России на международной арене.
По этой теории: 1ый Рим - это, собственно, Рим. 2й Рим - это Царьград, то есть Константинополь. А 3й Рим - это Москва. Концепция гласила, что четвертому Риму не бывать, ибо с падением Третьего Рима наступит конец света и приход антихриста. Таким образом точно так же, как и в Западной Европе, была обеспечена легитимность московского князя как монарха над всей Землей Русской через религию.
Феодалы, кстати, все еще продолжали служить царю. А Петр I вообще законодательно обязал служить всех дворян без исключения. Но уже вскоре Петр III снял с них это обязательство. Жена, свергнувшая его, не решилась злить дворянство восстановлением обязанности служить. Таким образом, к началу XIX века дворяне в России стали такими же социальными паразитами, как и в Европе.
…
В завершение нашего исторического экскурса отмечу, что для V-XVI веков монархия была передовой формой правления, которая прекрасно обеспечивала выживание и процветание Европы. То же справедливо, безусловно, и для России. Но данная форма правления актуальна лишь для феодализма. С развитием капиталистических отношений монархия либо отмирает в пользу буржуазной демократии - о чем мы говорили в нашем выпуске про либералов - либо превращается в фашизм.
И вот сценарий превращения монархии в фашизм мы рассмотрим в нашем следующем выпуске.
Берегите себя. До скорой встречи.